"Бирж. Вед. " заимствуют из приготовленного к юбилейным торжествам труда проф. Ельчанинова "Царствование Императора Николая Александровича " сведения о том, "как живет и работает Государь император ".
Рано начинается трудовой день Государя.
С 8 часов утра, а не то и с 7 часов и даже ранее, жизнь во дворце или в Царской ставке начинает бить ключом, к 9 часам утра Монарх уже заканчивает Свой легкий первый завтрак, простой и умеренный, как и вся Его жизнь, и немедленно приступает к работам в Своем кабинете. Он прочитывает утренние газеты, представляемые Ему телеграммы и сводку всякого рода сведений. Все, что только обращает на себя внимание, Государь тут же отмечает Собственноручно, как и весь распорядок дня, в записную книжку-календарь, которая всегда находится на письменном его столе.
Время с 10 и до 11 часов утра считается как бы отведенным по расписанию на утреннюю прогулку, но на самом деле с 101/2 часов Государь почти всегда принимает доклады высших приближенных чинов. В этот же промежуток времени бывают испрашиваемы у Него, а иногда и Им Самим назначаемы сверхурочные приемы различных сановников или более простых лиц. Только остающееся затем до 11 часов утра время может посвятить Государь император своей первой прогулке на воздухе в Своем Собственном парке, большей частью иногда с Наследником Цесаревичем, но неизменно сопровождаемый ожидающими с нетерпением этого времени любимыми Его собаками, шотландскими лайками-колли, сильно привязанными к Своему Высокому Хозяину и во все врмя прогулки непрерывно к нему ласкающимися.
Ровно в 11 часов утра Его Величество возвращается во дворец и перед открытием приема с докладами министров и главноуправляющих изволит неизменно, почти всегда с Наследником Цесаревичем, производить пробу пищи поочередно через день подносимую от лейб-гвардии Собственного Его Величества пехотного полка и Собственного Его Величества конвоя. Проба эта представляется фельдфебелем или вахмистром, чья очередь, в особо-запертых на ключ судках. Государь изволит всегда отмечать Свое впечатление от пробы для сообщения соответственному начальнику части.
Сейчас же после того начинаются доклады министров и главноуправляющих. Им отведено время до часу дня, когда положен завтрак.
Завтрак Государя протекает в кругу Семьи, которую он зачастую здесь видит впервые за день. Иногда удостаиваются приглашения к завтраку дежурные чины свиты Его Величества. Завтрак подается обильный, но простой и скромный.
После завтрака, около 2 часов дня и до 3-4 часов возобновляются приемы. Иногда представляющихся мало, иногда очень много, например, прием целого учреждения, учебного заведения, военного или гражданского и пр. Иногда, что весьма редко, приема нет совсем.
Только остающееся до 5 часов дня время посвящается второй дневной прогулке.
Время от до 6 часов вечера назначено для чая в кругу Августейшей Семьи. Однако, и временем чая Государь пользуется для деловых бесед для чтения вслух, которым Он владеет с большим искусством и которое чрезвычайно любит. Что касается самой прогулки, то она протекает весьма различно. Государь ходит пешком, ездит верхом или на самокате, или, как это бывает в Петергофе, на байдарке по морю, превосходно управляя вообще веслами. Монарх часто при этих прогулках на байдарке имеет Царственного Своего Сына на коленях. Часто также в этой дневной прогулке Государя сопровождают и другие Августейшие дети.
С 6 часов вечера Государь снова за работой до обеда, который подается в 8 часов вечера. Эти два часа Царь проводит или один, что бывает, однако, сравнительно редко, или в дополнительных и сверхурочных приемах министров, главноуправляющих и прочее.
На обед с Семьей и беседы после него, так же, как и после пятичасового чая, Государь уделяет полтора часа.
От 91/2 часов вечера снова начинается Царская работа.
Сон Державного Труженика никогда не наступает раньше 12-121/2 часов ночи, а весьма часто и много позднее.
Никогда в течение дня Государь не ложится отдыхать. Весь день хранит Он неизменную бодрость и силу воли, никогда не выказывая утомления. Иногда, если удастся окончить раньше вечернюю работу, приходит Он к Государыне, читает Государыне вслух и делится впечатлениями дня за вечерним чаем.
Молитвою богу заканчивается этот трудовой день, как и начинается.
Не менее 10, а часто и до 12-ти часов в сутки работает Державный Хозяин земли русской, спит он не более семи часов и не более пяти-шести часов уделяет на принятие пищи и общение, в виде отдыха, с Семьей.
Накануне праздника Государь присутствует на всенощной от 7 с половиной часов вечера и в праздники слушает Божественную литургию от 11 час. утра. Прочее все время заполнено, как и будни, личным трудом: посещением учреждений, войск и прочее.
Каждый день перед сном Государь обязательно заносит в свой дневник впечатления дня, хотя бы в нескольких словах, где бы Он ни находился: в пути, доиа, в чужих краях.
По телефону Государь избегает говорить. В рабочей комнате Государя телефона нет и висит он лишь в комнате Царского слуги.
Государь не требует ни особенно дорогих письменных принадлежностей, ни роскоши в Своей рабочей обстановке, продолжая и здесь разумную бережливость Своего Родителя. Монарх применяет те же предметы рабочего обихода, как и большинство Его подданных и пользуется ими расчетливо. Карандаши, например, Он обыкновенно, исписывает до конца и только уже последние остатки отдает на забаву Своему Августейшему Сыну.
Почти каждый доклад сопровождается Собственноручными пометками Его Величества на соответственных делах. Если же пометка эта не следует, то ясно и определенно указывается Государем Его воля. Все это делается с особенной, отличающей Государя чарующей ласковостью, одобряющей человека и невольно заставляющей его высказывать все, что у него на душе. И вот эту-то душу доклада, эту правду Государь и ценит всего выше, гораздо выше, нежели красоту изложения, но делаемую неискренно.
- Я люблю слушать правду, - говорит Монарх.
Всегда бумаги, требующие особого внимания, оставляются Государем у себя. Они обязательно прочитываются и на полях их делаются пометки. Читаются, например, лично всегда все отчеты губернаторов и наиболее заслуживающие внимания места из них - зачастую вслух Императрице за вечерним чаем.
речи Государя всегда поражают своею краткостью, ясностью и живой образностью заключеных в них мыслей.
- Я никогда не готовлюсь к тому, что говорю при посторонних, но, помолясь Господу Богу, говорю, как само выльется, - неоднократно высказывался Монарх.
Тяжелую работу Свою за государственными делами Государь ведет почти всю целиком наедине. Секретарей Государь наш не имеет. Вместо них до известной степени помогают ему чины, непосредственно ведающие отделами дворцовой службы, чины свиты Его Величества и прочие лица, которым Государь дает отдельно каждый раз поручения. Больше всего здесь работает военно-походная канцелярия. Чины, ее составляющие, разбирают и составляют шифрованные телеграммы, набрасывают письма, ответы и исполняют другие задачи.
- Я работаю за троих, пусть каждый умеет работать хотя бы за двоих, - сказал однажды Государь.
После обеда обыкновенно Государь с отличающим Его искусством читает вслух Государыне, которая это очень любит.
Чаще всего избираются русские писатели, особенно юмористы, и из них всего более Гоголь. Царь знает также в совершенстве и очень ценит творения И.Ф. Горбунова. Обладает большими знаниями в русской и иностранной письменности. Любит также русскую историю и состоит председателем исторического общества Императора Александра III.
В личной Своей жизни Государь явно высказывает тяготение ко всему русскому. Прислуга при дворе по преимуществу русская. В самой пище своей Государь заметно придерживается русских блюд. Наиболее жалует из блюд: поросенка, борщи, каши, блины. Любит квас, так называемый монастырский, способ приготовления которого выведен из Саровской пустыни. Шампанское при дворе подается исключительно русское. Вообще, стол Государя здоровый, обильный, но не роскошный и по возможности простой.
В посты Царская Семья всегда ведет образ жизни необыкновенно воздержанный и исключающий всякие увеселения. Первую, четвертую и седьмую неделю поста, а также в среды и пятницы прочих недель этого поста из еды исключается даже рыба.
Благочестие и чистота русской души Царственной Четы, Ее величаво православный уклад жизни сказываются во всем.
Видное место в развлечениях в Царской Семье занимает игра балалаечников, песни казаков и их пляска.
В Крыму, однажды, принимая офицеров лейб-гренадерского Эриванского полка, Государь с большим вниманием и одобрением прослушал все застольное хоровое пение по кавказским обычаям. Особенное впечатление на него произвела песня "Алла-Верды ", исполненная восемью офицерами полка. Песни и пляски казаков приводят Государя в самое лучшее настроение.
Немногочисленны, несложны, скромны и просты развлечения русского Царя и Его Семьи.
Многим из Его подданных показалась бы жизнь при Дворе, как она идет постоянно, скучной и однообразной. Вот пример простоты, умеренности и нетребовательности во всем. ( "Р.У. ").
Открытки из коллекции компании "ТИТУЛ ".
Открытка
Русский Париж Николая Дронникова» - новая выставка в Государственном ...
приглашают Вас на открытие выставки"
"
«Русский Париж Николая Дронникова» "
Трубниковский пер,17"
В выставочных залах Государственного Литературного музея 28 февраля 2012 года во вторник открывается персональная выставка художника, скульптора и издателя авторских книг Николая Дронникова, который специально для этой экспозиции привез свои работы из Парижа."
Николай Егорович Дронников родился 2 августа 1930 г. в деревне Будки Тульской обл. В 1957 окончил Московское художественное училище памяти 1905 года, в 1963 – Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. В 1968 во время поездки во Францию встретился с Марком Шагалом. Эта встреча повлияла на решение покинуть СССР. С 1972 художник живет и работает в Париже."
В автобиографии Н.Дронников написал: «Я – отшельник… Мой идеал – художник Возрождения. Отсюда скульптура, живопись фигуративная и абстрактная, книги по искусству и истории России, портретная галерея… Я изображал движение и дух творчества…»"
Вероятно, поэтому особое место среди работ Н.Дронникова занимают портреты писателей и деятелей культуры, выполненные им с натуры."
На выставке в Литературном музее представлены портреты: Г.Айги, В.Аксенова, В.Астафьева, Б.Ахмадулиной, И.Бродского, Г.Владимова, А.Вознесенского, В.Высоцкого, А.Галича, Н.Горбаневской, И.Губермана, С.Лифаря, В.Максимова, Б.Окуджавы, Д.Пригова, Г.Сапгира, А.Синявского, А.Солженицына, Андрея Тарковского, Т.Трастрёмера и др."
Кроме портретов, на выставке экспонируются живописные и графические пейзажи Франции: вид на Монмартр от дома И.С.Тургенева на улице Дуэ, монастырь Бюси-ан-От, где умер И.С. Шмелев, Сен-Поль-де-Ванс, где жил Марк Шагал, и др."
Н.Дронников известен и как книгоиздатель, выпускающий книги и открытки, отпечатанные тиражами не более 25 экземпляров на домашнем печатном станке. В ряду книг, выпущенных Н.Дронниковым, – стихотворения и отрывки из дневников его близкого друга Г. Айги, сборник стихотворений Н.Гончаровой и М.Ларионова и др. Книги и открытки, выпущенные художником, также можно увидеть на выставке."
Французский поэт и переводчик Леон Робель так написал о Н.Дронникове: «Николай Дронников – самый французский из русских художников и самый русский из французских. Во Франции его покоряют небо Парижа и свет Луары, тонкие и живые цвета. Он хотел жить и работать во Франции не столько по политическим, сколько по эстетическим причинам – свободно дышать и путешествовать»."
Кураторы выставки – Е.И.Погорельская и Н.К.Реброва"
"" Выставка открыта с 29 февраля по 30 марта 2012"" Тел.:(495) 695 46 18""
Аккредитация СМИ в пресс-службе ГЛМ"
тел. 8 916 680 3407"
Поздравительные открытки. Часть 1.
Мини-манекены! Фотограф Татьяна Романюк (tatyaro)
"
"
Серия сообщений "Шитьё в картинках ":
Часть 1 - Дореволюционные открытки с пословицами и поговорками
Часть 2 - Швейная машина в живописи...
Часть 3 - Мини-манекены! Фотограф Татьяна Романюк (tatyaro)
Звери и птицы в Кабуки (2)
Слоны
Крылов
1. Слон, тиран и витязь
Самая, кажется, ранняя из них — пьеса «Поводок для слона» (или «Перетягивание слона», (象引 «Дзо:хики», 1701 г.). Это — типичная пьеса «старинного Кабуки»: с незамысловатым сюжетом и сложными костюмами, с пафосными речами и зрелищными схватками, в которых актёры могут показать себя с самой блистательной стороны. Это тот Кабуки, из которого Тикамацу Мондзаэмон сбежал в кукольный театр.
Перед зрителями предстаёт злодей-сановник Сога-но Ирука 蘇我 入鹿, пытавшийся захватить власть в стране более тысячи лет назад; в Кабуки он появляется всегда как сущее воплощение зла. В нашей пьесе его гордыня ещё непомернее: он не только притязает на власть над Японией, но видит себя в качестве Всемирного Государя, о каком говорится в буддийских книгах. И вот однажды весною он выезжает из города любоваться цветами на белом слоне (только не спрашивайте, откуда Ирука его взял!) — как и положено такому Государю.
А в тот же день любоваться цветами отправился бравый и могучий воин Гэннайдзаэмон с красавицей-женою. Жестокий Ирука для забавы пытается затоптать воина слоном, однако жена Гэннайдзаэмона проворно скручивает аркан из своих длинных волос, накидывает его на зверя и берёт слона на поводок. Однако Сога, пленённый её удалью, теперь ещё больше хочет избавиться от мужа и взять красавицу себе в наложницы; он приказывает Гэннайдзаэмону с голыми руками выйти против слона.
Это было ошибкой: воин, может быть, не слишком расторопен, но очень силён, и в бою со слоном начинает брать верх. Испугавшись позора, Ирука бросается на подмогу своему зверю, и они с воином начинают вырывать слона друг у друга из рук. Всё кончается хорошо: богатырь одолевает, Сога-но Ирука посрамлён, женщина спасена от его домогательств, зрители довольны. Только бедному животному не повезло…
Слон на сцене — игрушечный и зачастую совсем небольшой, как на снимке выше и на гравюрах. Впрочем, это не всегда так: на одном старом рисунке, где герои отнимают друг у друга злополучного зверя, слона снизу поддерживают целых четверо рабочих сцены (считающихся невидимыми для зрителя) — такой он большой и тяжёлый…
2. Слон, поэт и девушка
Другой кабукинский слон имеет долгую историю и появляется в этой истории далеко не сразу. А изначально её герой — странствующий монах и знаменитый поэт Сайгё: (西行, 1118—1190).
Таким его изобразил Кикути Ё:сай
Однажды Сайгё: совершал паломничество в храм Тэнно:дзи. Погода была скверная, лил дождь. Добравшись до Эгути (на территории нынешней Осаки), он попросил пристанища в одном из домов, невзирая на то, что этот квартал пользовался сомнительной славой из-за заведений с весёлыми девицами. Хозяин отказал ему, Сайгё: сложил и прочёл стихи:
世の中を厭ふまでこそ難からめ仮の宿をも惜む君かな"
Ё-но нака-о"
Итоу мадэ косо"
Катакарамэ"
Кари-но ядо-о мо"
Осиму кими кана"
«Сам этот мир так трудно отвергнуть! А ты для меня жалеешь даже этого временного приюта.»"
Хозяин ничего не ответил, зато из дома откликнулась одна из весёлых девиц, Юдзё Таэ:"
世を厭ふ人とし聞けば仮の宿に心とむなと思ふばかりぞ"
Ё-о итоу"
Хито-то си кикэба"
Кари-но ядо-ни"
Кокоро тому-на то"
Омоу бакари дзо"
«Я слышала, что ты — человек, отвергнувший мир. Я только думала: во временном приюте ты не оставишь своё сердце» (можно понять и так: «как бы ты не оставил здесь своё сердце!»)."
Их стихотворная перекличка вошла в авторитетнейшую поэтическую антологию «Синкокинсю» и прославилась.
Вот эта сцена на старой книжной гравюре
В XIV веке этот сюжет использовал благочестивый драматург Киёцугу Каннами (1333—1384) в действе для созданного им театра Но:, которое так и называлось «Эгути» (江口). Здесь оказывается, что ответ странствующему подвижнику даёт не просто весёлая девица из Эгути: в её обличьи к нему обратился сам бодхисаттва Фугэн (он же Самантабхадра), «Всеобъемлющая Премудрость», помощник для всех, кто изучает Лотосовую сутру. А изображался этот бодхисаттва обычно восседающим на белом слоне — обычном или с шестью бивнями."
На гравюре Хокусай Сайгё: понимает, кто на самом деле с ним разговаривает.
В эпоху Токугава этот сюжет стал ещё более популярен — тем более что Осака становилась всё более богатым и влиятельным центром. В тамошнем храме Кимидо: воздвигли изваяния Сайгё: и «госпожи из Эгути», Эгути-но кими.
А затем девица из Эгути перекочевала и в танец театра Кабуки, пользовавшийся большим успехом — не в последнюю очередь из-за того, что здесь слон уже и впрямь появлялся на сцене. Его изображали актёры, укрывшиеся под «слоновьей шкурой» с головой и хоботом, а на спине зверя восседала сама красавица — одетая уже по моде современных куртизанок, но со свитком Лотосовой сутры в руках.
Гравюра Утагава Садахиро:
А на гравюре Утагава Кунисада и ноги актёра видны из под слоновьего наряда… Почему тут слон ещё и вооружён? Это картинка уже не собственно к танцу «Эгути», а к сборному вступительному обозрению в начале очередного театрального сезона, на котором представляли всех актёров-звёзд. Сюжеты таких обозрений бывали самым фантастическими, встречались персонажи из разных пьес и отрывки из разных сюжетов. Вот и тут что-то подобное, вероятно. Девушка из Эгути в этих обозрениях появляется очень часто — опять же прежде всего из-за своего редкого ездового животного.
Она же на гравюре Хиросигэ
А уже со сцены она перебралась на гравюры, почтовые открытки и так далее, не потеряв своей популярности и при Мэйдзи, и до сих пор. Вот ещё разные славные Эгути-но кими:
(Продолжение со временем будет)
Комментариев нет:
Отправить комментарий